БЛАГОДАТЬ СМИРЕНИЯ ч.1

Благодать смирения

(Часть первая)

«Бог гордым противится, а

смиренным дает благодать», в словах апостола Иакова указан прямой путь к спасению. «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». (Посл. Иак.4, 6).

Сегодня часто приходится слышать: «Ну, так мы ж не святые, чего, дескать, от нас требовать невероятного?» И произносится это шаблонное уже высказывание повсеместно, причем, с известной долей сарказма. Во-первых, никто ничего и не требует. Если уж Сам Бог не насилует человеческую волю: Он как предоставил однажды человеку свободу, так и не отнимает ее ни у кого. Во-вторых, а почему тогда мы-то сами себя считаем вправе что-то требовать от Бога?! Если уже поставили себе столь безошибочный диагноз: «мы не святые»! Господь не требует от нас немедленного состояния святости, но благословил стремиться к ней всей душой и всем сердцем – созданные по образу Божии люди должны бы и подобие Его искать, – ведь искание подобия Божия как раз и есть стремление к святости. Нет вашей воли на это, никто вас и не заставит. Только уж не пеняйте на результат – если все в вашей жизни пошло наперекосяк.

Ведь дело-то тут даже не в том, кто мы есть на самом деле, понятно, что не святые! А в том, кем мы желаем быть: похожими на святых или уподобиться развратным. И, увы, как это часто водится, «третьего не дано»! Хотите, верьте, хотите – нет, но как однажды ляпнула одна пошлая рекламка: «альтернативы нет»! Или ты с Богом, или ты – сам догадайся с кем!

Да, безгрешных людей нет. Но есть люди, которые всеми силами стараются приблизиться к Богу, изменить свою жизнь, уподобиться по мере духовного возрастания святым подвижникам, хотя бы в малом. Есть и противники, которые в унисон известному классику советской литературы бросают вызов и людям, и Самому Богу: «Вы полюбите нас черненькими, беленькими-то нас всякий полюбит»! Не факт! Не факт, что люди полюбят, а тем более Бог! Ведь это революционный лозунг: «Я что хочу, то и ворочу, а вы уж принимайте меня такого, как есть!» Во всех бунтах, митингах, демонстрациях и прочих бойцовских начинаниях нет места ни смирению, ни Богу.

И в пресловутой отговорке «мы ж не святые» — исключительно бунтарское лукавство: «Если ваш Бог милостивый и любящий, что ж Он нас не полюбит такими, как мы есть, и не поможет в наших проблемах»? Остроумно отвечает один святой: «Не проси у Бога навоза!» Но именно так поступают те, кто в молитвах своих у Бога просит земных благ и удовольствий. Забывая при этом, что Бог благословил человеку прежде всего остального исполнять Заповеди Его.

Вот и начнем с Заповедей Божиих. Первая из десяти так и глаголет: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22, 36-38).

Кто из нас исполнил ее?! Со всей готовностью и смирением! Кто из нас по-настоящему полюбил Бога, в полноте исполняет данные Им Законы?! Вот и «нечего на зеркало пенять»!!!

По-настоящему смиренные понимают, что в очах Божьих они нарушили все, что только возможно в жизни, и кротко умоляют: «Господи, только не прогневайся на меня до конца!» как, например, евангельский мытарь. Смиренным совесть это подсказывает, ведь совесть – это заложенный в человека голос Божий. И таким людям Господь дает шанс. И второй дает, и третий… Лишь бы человек сам не возгордился: «А ты меня вот такого полюби, тогда я в Тебя, Бог, может быть, и поверю!» Вот у этаких индивидов с совестью как раз большие проблемы, она или уснула прекрепко, или утонула в глубинах сердечного зла.

Про зло тоже надо понимать правильно – это не сущая реальность, любое зло проявляется при отклонении от Бога и от всякого добра. Так как Господь первоначально все сотворил «добро зело», то есть прекрасным, совершенным! Но человеческое несовершенство раз за разом все больше нарушало Божественную гармонию, отдаляясь все дальше от Творца и тем самым умножая зло многократно. Теперь человечество само запуталось в собственных злопыхательствах и при этом нахально вопрошает: «Почему же Господь терпит все человеческие беззакония, зачем не уничтожит все зло?»

Наивные почемучки! Ведь зло – в большей или меньшей степени есть абсолютно в каждом человеке. И совесть наша – тому порука! Загляните-ка в глубину своего сердца и ответьте для начала себе самому: неужели вы никогда и никого не обидели, не оскорбили – ни делом, ни словом, ни помыслом?! … Ни разу не солгали, не схитрили, не слукавили …?!

Если Бог станет судить каждого по справедливости, то в мире не останется никого из живущих – и будет нам поделом по грехам! Слава Богу, что Господь не справедлив, а милосерд, милостив и долготерпелив. Потому и терпит нас всех до сих пор – и праведных, которых единицы, и грешных, они-то и населяют в подавляющем большинстве шар земной. И не отнимает Творец у нас нашей воли, которую, увы, мы все чаще направляем не к Богу, а от Него, — да-да, именно ко злу, потому что: либо – либо, и третьего впрямь не дано!

Но люди смиренные, понимая, как они виноваты во всем перед милостивым Богом, бьют себя в грудь как библейский мытарь, и вопят на Небо, боясь даже глаза поднять от земли: «Боже, милостив буди мне, грешному»! Дай же Бог всем нам понять, почему этот мытарь счастливее многих современных зазнаек: он оправдан Богом, он прощен, не смотря на все, что успел натворить в своей жизни.

Хотите сделать первый шаг ко смирению?! Растопите лед своего сердца молитвой мытаря! И Бог не пройдет мимо!

Серафима Дарина

1864
04.09.2017 г.